Словарь старославянизмов в стихотворении ломоносова вечернее размышление о божием величестве

Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою; Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли. Науки юношей питают,Отраду старым подают,В счастливой жизни украшают,В несчастной случай берегут;В домашних трудностях утехаИ в дальних странствах не помеха.Науки пользуют везде,Среди народов и в пустыне,В градском шуму и наедине,230 В покое сладки и в труде. Сам Плутон, мифический хозяин подземных богатств, вынужден уступить разработчикам полезных ископаемых Северных и Уральских (Рифейских) гор. Симметрически расположенные в них группы слов и предложений как бы подчиняют человеческой мысли и человеческому плану необъятную стихию настоящего и будущего». Пышность и великолепие поэтического слога помогают Ломоносову воссоздать мощную энергетику и красочную наглядность описываемых картин. Читателю ясно из развернутой и высоко пафосной характеристики Петра, что именно от него переняла дочь эстафету великих дел. С четырнадцатой строфы ода вступает в свою основную часть. Начнем анализ текста с первой строфы: Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна! Достоинства «прекрасной Елисаветы» постепенно отходят на второй план. Они все овеяны и защищены «блаженной тишиной» – в России мир и покой. Меняется само тематическое направление оды. И сам автор теперь – не просто одописец. Он – патриотически настроенный ученый, обращающий взоры читателей на животрепещущие для России проблемы. Проведенный при этом по очень тонкому поэтическому лезвию.

Смотрите также: Инструкция по пожарной безопасности в школе во время летнего оздоровительного лагеря 2014г

Служил науке своим творчеством и всей своей жизнью Тредиаковский. И вот теперь Ломоносов увековечивает эту тему, ставит ее на поэтический пьедестал. Больше того, «бурные ноги» коней, взвевающие к небу густой прах, – почти космический образ. Песчинка как в морских волнах,Как мала искра в вечном льде,Как в сильном вихре тонкой прах,В свирепом как перо огне,Так я, в сей бездне углублен,Теряюсь, мысльми утомлен! Доминирующая роль лирического героя в оде – несомненное художественное достижение Ломоносова в этом традиционном классицистическом жанре. Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего Востока. Хотя всегдашними снегамиПокрыта северна страна,Где мерзлыми борей крыламиТвои взвевает знамена; 118 Но бог меж льдистыми горамиВелик своими чудесами:Там Лена чистой быстриной,Как Нил, народы напояетИ бреги наконец теряет, 160 Сравнившись морю шириной. Ломоносов стремится выдержать композиционные нормы жанра, то есть принцип построения одического стихотворения. В вводной части заявлены предмет воспевания и главная мысль произведения (правда, как мы видели, поэт поменял их местами). Это – тезис. Божественным устам приличен,Монархиня, сей кроткий глас:О коль достойно возвеличенСей день и тот блаженный час,Когда от радостной премены 115 Петровы возвышали стеныДо звезд плескание и клик!Когда ты крест несла рукоюИ на престол взвела с собою40 Доброт твоих прекрасный лик! Вспомним кстати, что Ломоносов в совершенстве изучил горнодобывающее дело: И се Минерва ударяет В верьхи Рифейски копием. Эта строфа обязательная, церемониальная и потому, думается, не самая выразительная. Русские моряки с помощью ученых- картографов открывают новые земли, прокладывая путь к «неведомым народам»: Там влажный флота путь белеет, И море тщится уступить: Колумб Российский через воды Спешит в неведомы народы Твои щедроты возвестить.

Смотрите также: Руководство по ремонту honda odyssey 2 ra6 2000 год

Она обращена тематически к «материи благородной и важной»: миру и покою в стране, мудрому правлению просвещенного монарха, развитию отечественных наук и образования, освоению новых земель и рачительного использования богатств на старых землях. Нормы классицизма рационалистичны, потому одна композиционная часть произведения неукоснительно и последовательно идет за предписанной другой. Вводная часть, или, как ее еще называют, экспозиция, занимает в этой ломоносовской оде двенадцать строф. Сребро и злато истекает Во всем наследии твоем. Воинственная правительница задумывала новые и новые походы на границах Российского государства. Поэт славит Елизавету на фоне строго следующих один за другим ее предшественников на троне. В царственной портретной галерее особо выделен отец нынешней правительницы Петр I. Это – кумир поэта. Словно бы с высоты птичьего полета обозревает поэт села, города, колосящиеся хлебные нивы, бороздящие моря корабли. Коль многи смертным неизвестныТворит натура чудеса,Где густостью животным тесныСтоят глубокие леса,Где в роскоши прохладных тенейНа пастве скачущих еленейЛовящих крик не разгонял;Охотник где не метил луком;Секирным земледелец стуком170 Поющих птиц не устрашал. Конец 1747 Ломоносов М.В. Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года // М.В. Ломоносов.

Смотрите также: Договор на передачу имущества во временное пользование

Что зыблет ясный ночью луч?Что тонкий пламень в твердь разит?Как молния без грозных тучСтремится от земли в зенит?Как может быть, чтоб мерзлый парСреди зимы рождал пожар? Толикое земель пространствоКогда всевышний поручилТебе в счастливое подданство,Тогда сокровища открыл,Какими хвалится Индия;Но требует к тому РоссияИскусством утвержденных рук.Сие злату очистит жилу;Почувствуют и камни силу 150 Тобой восставленных наук. Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течет; Богатство в оных потаенно Наукой будет откровенно, Что щедростью Твоей цветет. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 1, М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. Сомнений полон ваш ответО том, что окрест ближних мест.Скажите ж, коль пространен свет?И что малейших дале звезд?Несведом тварей вам конец?Скажите ж, коль велик творец? 1743 Ломоносов М.В. Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния // М.В. Ломоносов. Стихотворения. Содержание Библиотека поэтаВторое издание СТИХОТВОРЕНИЯ Вступительная статья, подготовка и общая редакция Д. Д. Благого,примечания В. А. Западова Ленинград • «Советский писатель»1957 СТИХОТВОРЕНИЯ 466 467 468 Содержание // Г.Р. Державин. Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха, Науки пользуют везде: Среди народов и в пустыне, В градском саду и наеди´не, В покое сладком и в труде. Ода посвящена прославлению императрицы Елизаветы Петровны, но еще до ее появления в оде успевает поэт высказать свою главную и заветную идею: процветанию страны способствует мир, не войны. Чтобы его вычленить, придется хорошо вдуматься в текст.

Тему решающей роли науки и просвещения в развитии страны заявил, как помним, еще Кантемир. Могучий Олег головою поникИ думает: «Что же гаданье?Кудесник, ты лживый, безумный старик!Презреть бы твое предсказанье!Мой конь и доныне носил бы меня».И хочет увидеть он кости коня. Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния Лице свое скрывает день;Поля покрыла мрачна ночь;Взошла на горы чорна тень;Лучи от нас склонились прочь;Открылась бездна звезд полна;Звездам числа нет, бездне дна. Метафора (по-гречески metaphora´ означает перенос) – это художественный прием, соединяющий в один образ разные явления или предметы, переносящий свойства этих разных предметов друг на друга.

Похожие записи: